Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МЕНЗЕЛИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОГО ПРОРОКА ИЛИИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
44, С. 684-688 опубликовано: 18 июня 2021г.


МЕНЗЕЛИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОГО ПРОРОКА ИЛИИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Мензелинский Ильинский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в.
Мензелинский Ильинский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в.

Мензелинский Ильинский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в.

Находился в г. Мензелинске Оренбургской (с 1865 Уфимской) губ. (совр. Республика Татарстан).

1836-1917 гг.

Основан как жен. община в 1836 г. Е. Ф. Собиной (Ɨ 21 сент. 1881), дочерью мещанина г. Мензелинска. В 1831 г. по совету духовника Собина побывала у прп. Серафима Саровского, который благословил ее на устроение обители. Ок. 1836 г. Собина приобрела дом близ мензелинского Николаевского собора. В доме поселились девицы и вдовы, желавшие посвятить себя монашеству. Они пели на богослужениях в соборе, выпекали просфоры. Когда собрались 12 сестер, дом стал тесен, и в кон. 40-х гг. XIX в. по приглашению прот. Александра Шильнова община поселилась при деревянной ц. во имя прор. Илии, принадлежавшей собору, на месте бывш. кладбища.

28 окт. 1855 г. община была официально принята «в ведение и покровительство духовного и гражданского начальств» с оставлением ее при собственных средствах содержания, без пособия от казны. В постановлении Синода отмечалось, что существующая уже более 15 лет в Мензелинске община «служит приютом для вдов и сирот и имеет полезное влияние на духовно-нравственное состояние народа». В ведение общины был передан храм прор. Илии. Храм был построен в 1799 г. по благословению 1-го еп. Оренбургского и Уфимского Амвросия (Келембета) на средства мензелинского городничего И. И. Микунова. За общиной были закреплены 127,5 дес. земли со всеми постройками, переданные Собиной и мещанкой Мензелинска Д. А. Реутовой, а также 30 дес., пожертвованные в пользу обители Шильновыми - сыновьями умершего прот. Александра. Содержание общины обеспечивали также доходы от трудов сестер и проценты на вклады (до 400 р. серебром). На содержание причта 6 тыс. р. серебром пожертвовал елабужский купец И. Г. Стахеев. Начальницей общины была утверждена Собина, принявшая монашеский постриг с именем Евгения, казначеей назначена Реутова, поступившая в общину в 1843 г. и ставшая ближайшей сподвижницей основательницы.

В 1855-1860 гг. Ильинская ц. и старинное кладбище были обнесены каменной оградой с воротами. На приобретенных у города участках выстроили 2 деревянных дома для духовенства. В 2 кварталах от церкви была куплена земля для устроения обители, приступили к возведению ограды, в к-рой с сев. стороны соорудили каменный крытый железом флигель с мезонином в 7 комнат, а с западной - ворота. Вскоре началось строительство надвратной церкви. На лесной даче, купленной за р. Мензеля, в 5 верстах от города, сестры выстроили деревянный дом в 5 комнат с балконом и со службами, разбили фруктовый сад и соорудили каменную крытую железом часовню в честь Боголюбской иконы Божией Матери со склепом под ней. Для часовни из Москвы был выписан иконостас и деревянная утварь. Все строительные работы осуществлялись трудами насельниц. К 1860 г. в общине насчитывалось 85 сестер из вдов и сирот, под надзором к-рых проживали до 20 малолетних детей и немощных стариц.

В марте 1859 г. еп. Оренбургский и Уфимский Антоний (Радонежский) ходатайствовал перед Синодом о преобразовании общины в заштатный мон-рь. В то время в обширном Оренбургском крае не было жен. мон-рей, кроме Благовещенского в Уфе, число монахинь в котором соответствовало штату и не могло быть увеличено. Определением от 11-18 дек. 1859 г. Синод постановил возвести общину в степень общежительного мон-ря 3-го класса, оставив содержание обители и причта «на собственных его средствах, без всякого пособия от казны». Определение Синода было утверждено имп. Александром II Николаевичем 26 марта 1860 г. Настоятельницей стала мон. Евгения (Собина), возведенная в сан игумении, казначеей - Реутова, принявшая иночество с именем Александра, а затем монашество с именем Филарета.

Торжества по случаю открытия обители состоялись 20 июля, в день памяти св. прор. Илии. В монастырском храме городским духовенством во главе с благочинным соборным прот. В. И. Петровым при стечении верующих, в т. ч. богомольцев, прибывших из соседних Оренбургской и Вятской епархий, была отслужена праздничная литургия. Перед началом богослужения духовенство с хором сестер крестным ходом отправилось из Ильинской ц. к строящимся зданиям мон-ря, отслужило молебен с водоосвящением и окропило стены св. водой. По окончании литургии был прочитан указ Уфимской духовной консистории о возведении общины в степень мон-ря и отслужен благодарственный молебен. По штату в обители положено было проживать игумении, казначее, 16 монахиням и 16 послушницам.

В 60-70-х гг. XIX в. вокруг М. м. была достроена каменная ограда, а над св. вратами сооружена каменная ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери с приделами во имя свт. Николая Чудотворца и арх. Михаила (освящены в 1865, 1866 и 1867). В 1877 г. в М. м. был построен 3-престольный 5-главый каменный храм. В 1878 г. был освящен главный престол в честь Вознесения Господня, в 1880 г.- правый придел в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных», левый придел освятили после общероссийского прославления прп. Серафима Саровского в 1903 г. На монастырской даче в 1862 г. была освящена каменная ц. в честь Преображения Господня. В резном дубовом иконостасе находились иконы «строгого письма», царские врата были изготовлены из кипарисового дерева и украшены перламутром; потир и дискос также были из ценных пород дерева, а паникадило и подсвечники - из дубового дерева без окраски и позолоты. Увеличивались земельные владения мон-ря. В 1871 г. насельницы получили в дар от имп. Александра II участок пашни и сенокосных угодий в 30 верстах от города.

В 1878 г. игум. Евгения ушла на покой по болезни и осталась в обители. Настоятельницей была назначена бывшая казначея мон. Филарета, в 1880 г. возведенная в сан игумении.

В 1886 г. по благословению еп. Уфимского и Мензелинского Дионисия (Хитрова) Никольский придел надвратного Тихвинского храма был переосвящен во имя св. прор. Илии. Тогда же Ильинскую ц. переосвятили во имя свт. Николая Чудотворца, однако по причине ветхости совершать богослужения в ней вскоре прекратили. В кон. XIX в. на средства Стахеева церковь была возобновлена в память об имп. Николае I Павловиче, в год кончины которого она стала собственностью общины. При этом было определено, чтобы ежегодно 18 февр., в день кончины имп. Николая I, в этой церкви совершались заупокойная литургия и панихида. Освящение церкви после реставрации состоялось 7 мая 1900 г.

Ограда и башня Мензелинского мон-ря. Фотография. 2015 г.
Ограда и башня Мензелинского мон-ря. Фотография. 2015 г.

Ограда и башня Мензелинского мон-ря. Фотография. 2015 г.

С 1902 г. в Вознесенской ц. находился чтимый образ - список Почаевской иконы Божией Матери, присланный по просьбе игум. Филареты еп. Волынским и Житомирским Антонием (Храповицким), бывш. Уфимским архипастырем. Икона была торжественно, крестным ходом встречена в мон-ре 21 июля 1902 г. при огромном стечении богомольцев. С этого времени появилась местная традиция совершать празднование Почаевскому образу дважды в год: 21 июля, в день встречи иконы в мон-ре, и 8 сент., в день празднования иконе.

Имя прп. Серафима было записано первым в помянниках сестер, в обители хранилось много картин и портретов, написанных при жизни или после кончины преподобного. Торжества, связанные с открытием мощей и прославлением прп. Серафима в июле 1903 г., обрели особую значимость для мон-ря. Игум. Филарета обратилась к священноначалию с просьбой об освящении предуготовленного задолго до того левого придела Вознесенской ц. во имя преподобного. Освящение совершил 17 сент. 1903 г. временно управлявший Уфимской епархией еп. Балахнинский Нестор (Фомин).

При игум. Филарете завершились основные строительные работы. Мон-рь занимал территорию ок. 120×170 м, будучи по фасаду ограничен улицами Б. Ильинской (совр. ул. Розы Люксембург), Монастырской (ул. Социалистическая), М. Ильинской (ул. Карла Либкнехта) и Театральной (ул. Карла Маркса). М. м. был окружен внешней стеной до 2,5 м высотой с 4 угловыми шатровыми башенками - пинаклями. Над св. вратами возвышалась крестово-купольная Тихвинская ц. с шатровой 3-ярусной колокольней. В глубине мон-ря располагался 5-главый Вознесенский храм. К 1905 г. на территории М. м. находились также полукаменный главный 2-этажный корпус, 4 каменных и 5 деревянных флигелей. В главном корпусе кроме келий размещались мастерские: иконописная, столярная, портняжная, чеботарная (обувная), переплетная, белошвейная, золотошвейная. Монахини трудились также в просфорной, хлебной и трапезной. За оградой располагались 5 деревянных домов, в т. ч. 3 - для монастырского причта (2 священников и диакона), по одному - для монастырского училища (школы) и для гостиницы для паломников.

Через дорогу от мон-ря находилось старинное кладбище, ставшее монастырским. Вокруг него была выстроена каменная стена (90×120 м) с воротами. В глубине находились ц. свт. Николая Чудотворца и деревянный флигель для сторожа. В годы первой мировой войны здесь хоронили военнопленных австрийцев, чехов, словаков, а также ссыльных.

М. м. владел 4 дачами (всего до 800 дес. земли). На 2 лесных дачах, расположенных в 5-6 верстах от Мензелинска, имелось 183 дес. леса. На одной из дач были построены каменная ц. Преображения Господня и 2 флигеля, там же находились пчельник, фруктовый сад, а на другой даче был скотный двор. Территория других 2 дач была занята пахотной землей и лугами (включая участок в 30 верстах от Мензелинска, пожертвованный имп. Александром II в 1871). Сестры занимались также огородничеством, литьем восковых свечей (до открытия в 1905 епархиального свечного завода).

В нач. ХХ в. М. м. стал 2-й по значимости жен. обителью в Уфимской епархии. Если в 1869 г. в М. м. проживали помимо игумении и казначеи 83 чел. (30 монахинь, 20 послушниц и 33 насельницы разного звания в качестве послушниц), в 1884-1890 гг.- до 200 сестер, включая послушниц, то к 1900 г.- 298 чел. (50 штатных монахинь и 248 послушниц), а к 1905 г.- ок. 350 сестер. В 1885 г. игум. Филарета была награждена наперсным крестом от Синода; в 1898 г. ей была вручена медаль в память имп. Александра III. 14 апр. 1905 г. после продолжительной болезни игум. Филарета скончалась и была погребена близ Вознесенского храма.

Третьей настоятельницей М. м. стала бывш. казначея мон. Нина (Парфёнова; Ɨ 7 апр. 1916), происходившая из крестьян с. Пальчикова Мензелинского у., с раннего детства гостившая в М. м. у своей тетки мон. Агнии. 15 мая 1905 г. мон. Нина была единогласно избрана сестрами настоятельницей, указом Синода от 27 июля - 3 авг. 1905 г. утверждена в должности. 1 окт. того же года еп. Уфимским и Мензелинским Христофором (Смирновым) возведена в сан игумении. «За заслуги по духовному ведомству» игум. Нина получила в награду от Синода наперсный крест, ей были вручены медали в память 25-летия церковноприходских школ (1909) и 300-летия Дома Романовых (1913).

21 сент. 1916 г. настоятельницей была назначена игум. Нина, переведенная из Николо-Тихвинского мон-ря Воронежской епархии. Однако она не приняла назначения, и определением Синода от 18 янв. 1917 г. на вакансию настоятельницы М. м. была назначена монахиня общины «Отрада и Утешение» Московской епархии прмц. Маргарита (Гунаропуло). Возведение в сан игумении было совершено в Москве в присутствии вел. кнг. Елисаветы Феодоровны. К 1917 г. в М. м. было 64 монахини и 323 послушницы. Земельные владения составляли 821 дес.; на высоком уровне поддерживалось хозяйство с фруктовыми садами, огородами, пасеками, многочисленными мастерскими.

Просветительская и благотворительная деятельность

М. м. имел большое духовно-просветительное значение для многонационального населения окрестных мест. Еще в 1868 г. по благословению еп. Уфимского и Мензелинского Филарета (Малышевского) при мон-ре была открыта жен. церковноприходская школа, первоначально предназначавшаяся для обучения сирот и беднейших дочерей духовенства. Монастырь ежегодно содержал на свои средства 10-12 девочек, к-рые обучались грамоте и воспитывались под руководством инокинь. В кон. 70-х гг. XIX в. в ответ на многочисленные просьбы в школу стали принимать также учениц, оплачивающих часть расходов на обучение. До 1896 г., когда в Мензелинске было открыто Ольгинское жен. городское приходское уч-ще, монастырская школа была единственным учреждением первоначального образования дочерей большинства горожан. В 1899 г., при игум. Филарете, была построена школа, к-рая стала полностью содержаться на средства мон-ря. В том же году за попечение о школе Синод наградил игум. Филарету Библией. Наградами не раз отмечались и учительницы. Так, 6 мая 1902 г., к дню рождения имп. Николая II Александровича, послушница Е. Р. Лапицкая была «за заслуги по духовному ведомству» награждена серебряной медалью с надписью: «За усердие». При этом М. м. регулярно жертвовал средства на деятельность Уфимского епархиального комитета Миссионерского об-ва, Уфимского епархиального жен. училища.

С первых лет своего существования М. м. занимался призрением престарелых, сестры обители служили ближним в случаях стихийных бедствий и эпидемий. Так, в связи с засухой и голодом в Поволжье 15 марта 1892 г. при М. м. была открыта бесплатная столовая для малолетних и престарелых. Столовая размещалась в здании монастырской гостиницы за стенами обители, ежедневно здесь получали по фунту хлеба и по тарелке картофельного супа 130 чел. Большую самоотверженность проявили сестры М. м. в борьбе с холерой, к-рая в 1892-1893 гг. поразила пограничные с Поволжьем местности. Мон-рь оказывал помощь сельским жителям, пострадавшим от пожаров, наводнений, засухи и иных бед. Так, в 1901 г. игум. Филарета прислала «разного платья, холста, платков, чулков и полотенцев» погорельцам с. Заинска Мензелинского у., лишившимся всего имущества.

В июле 1914 г. в ознаменование посещения Уфимской епархии вел. кнг. прмц. Елисаветой Феодоровной, с 1910 г. состоявшей Августейшей покровительницей Уфимской миссии среди язычников и иных иноверцев, при жен. мон-рях епархии были открыты приюты им. вел. княгини для воспитания девочек-сирот из инородческих семей, в частности, при М. м. был создан приют на 10 девочек.

Во время первой мировой войны 1914-1918 гг. М. м. помогал армии и тылу. Сестры оказывали помощь в уборке и обработке полей семействам призванных в войска лиц, без различия их вероисповедания. Мон-рь выдавал окрестному населению хлеб, муку, овощи, сено, солому, дрова и т. д. Уже осенью 1914 г. при обители был открыт приют для солдатских дочерей (на 20 чел.) с полным содержанием. Тогда же в обители было приготовлено помещение для лазарета на 10 кроватей. Осенью 1914 г. М. м. пожертвовал на исполнение заказов Красного Креста 1000 аршин холста. В швейных мастерских сестры (ок. 80 чел.) занимались безвозмездным пошивом белья для армии, изготовлением чулок и проч.; монахини посылали в действующую армию пожертвования (белье, теплую одежду, полотенца и проч.), к Пасхе готовили сотни посылок с крашеными яйцами и куличами; собирали пожертвования в пользу раненых воинов.

1917-2016 гг.

Вскоре после Февральской революции 1917 г. Временное правительство приступило к осуществлению либеральной церковной политики. 20 июня 1917 г. было издано постановление о передаче Мин-ву народного просвещения церковноприходских школ, к-рые переходили в ведение городских и уездных управ, получив статус народных уч-щ. Проводилось это постановление в жизнь с трудностями; в Мензелинске оно пришлось на позднюю осень 1917 г. На приглашение городского головы явиться на собрание по поводу передачи Мензелинску церковноприходских школ игум. Маргарита ответила, что монастырская школа должна остаться при обители, к-рой принадлежат и имущество, и здание школы; учительницами состоят послушницы обители; кроме того, ради сохранения религ. образования и воспитания игумения приняла решение о полном содержании школы на монастырские средства. Твердость игумении привела к неожиданному результату: власти оставили школу за М. м., а поскольку в ней обучались и городские девочки, то на собрании было решено платить учительницам по 15 р. в месяц и выдавать требуемые при обучении детей пособия.

В нояб. 1917 г. в Уфимской губ. была установлена советская власть. Весной 1918 г. началась реализация Декрета о земле с изъятием у монастырей земель, сельскохозяйственного инвентаря и имущества. В защиту мон-рей выступили миряне - члены Уфимского епархиального братства Воскресения Христова, которые в марте 1918 г. от лица сестер - сотрудниц братства обратились к патриарху Московскому и всея России Тихону с просьбой «о принятии мер к защите женских обителей от насилий и к сохранению за ними земельных угодий».

В ходе гражданской войны ввиду приближения белочехов и частей Народной Армии (Армии Комитета членов Учредительного собрания) в ночь на 11 авг. 1918 г. большевики оставили Мензелинск. Для защиты города от повторного вторжения на общем собрании жителей было решено организовать добровольческий отряд учащихся реального уч-ща под командованием Зенкевича и офицерский отряд. Штаб по охране города разместили в зданиях, принадлежавших М. м. 17-18 авг. в Мензелинск вошел конный отряд белогвардейцев под командованием подполковника Щеголихина, к-рый местные жители приветствовали колокольным звоном. В 3 верстах от города отряд встречал крестный ход, в к-ром принимали участие городское духовенство и насельницы во главе с игум. Маргаритой. Офицеры разместились в монастырской гостинице.

21 авг. Мензелинск был взят Красной Армией. 22 авг. во время богослужения игум. Маргарита была арестована как «явная контрреволюционерка» и расстреляна на паперти Вознесенского собора. Тогда же были расстреляны священник Троицкой ц. Воздвиженский и мн. др. Все расстрелы производились в стенах мон-ря. После гибели игум. Маргариты настоятельницей была избрана мон. Нина (Лихачёва), возведенная в сан игумении.

В июле 1919 г. власти реквизировали бо́льшую часть земельных угодий обители. 27 мая 1920 г. по декрету ВЦИК и СНК РСФСР Мензелинский у. был изъят из Уфимской губ. и вошел в состав Татарской АССР, хотя в церковном отношении его приходы и М. м. по-прежнему оставались в ведении Уфимской епархии. В 1921 г. М. м. был официально закрыт, но, как и большинство жен. обителей, по-видимому, был реорганизован в сельскохозяйственную артель. Монахини и послушницы продолжали проживать в корпусах М. м., соблюдали монашеский устав, вели хозяйство, занимались земледелием, работали в мастерских. В 1922 г., в период кампании по изъятию церковных ценностей, монахиням удалось скрыть бо́льшую часть утвари, облачения, ткани и проч. Из 3 монастырских церквей было реквизировано лишь несколько фунтов драгоценных металлов и камней, тогда как из Никольского собора Мензелинска изъяли ок. 24 кг ценностей. На открытом судебном процессе властям не удалось обвинить игум. Нину в укрывательстве, и она была допрошена только в качестве свидетельницы.

В 1925 г. профсоюзы Мензелинска на рабочих собраниях подняли вопрос об окончательном закрытии М. м. Вскоре обитель была официально ликвидирована, монахини выселены из келий. Многие из них поселились небольшими общинами в частных квартирах города и разместились в окрестных деревнях. В это время бывш. насельницы во главе с игум. Ниной и монастырским свящ. П. Ф. Орловым обратились к прихожанам из крестьян окрестных деревень с призывом защитить мон-рь и отстоять храмы. Вскоре удалось собрать нужное количество подписей и зарегистрировать приходскую общину с принятием всего имущества мон-ря. Уже через неделю после регистрации в храмах обители возобновились богослужения, а игумения и 10 монахинь вновь поселились в кельях как служащие при церкви. К 1929 г. в М. м. проживали 28 чел. Ок. 100 монахинь и послушниц приходили на богослужения, сохранялась общая трапеза, велось и небольшое общее хозяйство (имелись лошадь, корова).

В 1929 г. М. м. был окончательно закрыт, монахини изгнаны, все их имущество реквизировано. Во время обыска 14 июля 1929 г. от игум. Нины потребовали выдать спрятанные церковные ценности, но она ответила категорическим отказом и, пока шел обыск, была закрыта на замок. В ответ на призыв игумении и монахинь к верующим «не дать антихристовой силе разорить храм» возле обители собралась большая толпа народа, возмущенного действиями властей. Тем не менее М. м. был опечатан. В ходе обыска было обнаружено разнообразное имущество обители (ткани, ковры, монашеская одежда, четки, кресты, облачения, церковные пелены, посуда, швейные машинки, оборудование мастерских и т. д.), продовольствие, медикаменты, а также вещи, якобы оставленные на хранение лицами, отступившими вместе с Белой Армией, и даже оружие (14 винтовочных бойков, 2 англ. гранаты и ок. 10 патронов).

15 июня 1929 г. президиум Мензелинского кантонного исполкома на закрытом заседании одобрил произведенный ОГПУ обыск и постановил «создать общественное мнение» о закрытии мон-ря, его здания приспособить под электростанцию и пожарную дружину, а «деревянную церковь, находящуюся в саду» (т. е. Никольскую),- под детскую площадку. Попытка прихожан созвать общее собрание для ходатайства перед центральной властью об оставлении храма за верующими была пресечена. В то же время на 2 состоявшихся вскоре открытых общегородских рабочих собраниях, привлекших до 800 чел., были вынесены резолюции о немедленном закрытии мон-ря и передаче его под культурно-просветительные учреждения.

В кон. июня 1929 г. игум. Нина была арестована вместе с 4 монахинями и заключена в Мензелинский исправдом. Постановлением особого совещания при Коллегии ОГПУ от 20 нояб. 1929 г. все они были осуждены по ст. 58-10 УК РСФСР «за религиозную агитацию», приговорены к высылке в Казахстан сроком на 3 года, считая срок с 10 июля 1929 г., и отправлены этапом в распоряжение Гурьевского окружного отдела ОГПУ по Казахской ССР.

В годы советской власти бо́льшая часть построек М. м. была уничтожена. Летом 1932 г. разрушили Тихвинскую ц. Здание Вознесенского собора сохранялось до 1973 г., когда на месте бывшего монастыря были построены здание районной школы ДОСААФ, за ним - второе и дальше, предположительно на месте Вознесенской ц.,- гаражи автошколы со смотровыми ямами, двор школы был заасфальтирован. На месте Никольской ц. и кладбища выросли деревья.

К 2016 г. сохранились часть монастырской стены и одноэтажное здание по ул. Социалистической (бывш. Монастырская), принадлежавшее мон-рю, в к-ром находятся дирекция предприятия «Госконюшня Мензелинского района», жилые квартиры и пустующие помещения. Территорию бывш. лесной дачи монастыря занимает пос. Совхоза им. Воровского, где реставрируется частично сохранившаяся каменная ц. Преображения Господня.

Арх.: РГИА. Ф. 797. Оп. 77. Д. 227. Отд. 2. Стол. № 3. 1907 г. Л. 23 об.-24; Оп. 80. Д. 422. Отд. 2. Стол. № 3. 1910 г. Л. 126 об.- 127; Арх. УФСБ РФ по Респ. Татарстан. Д. 2-8676; Прпмц. игум. Маргарита (Гунаропуло): Мат-лы к канонизации / Сост.: Н. П. Зимина // Арх. Синодальной Комиссии по канонизации святых. 1999. Маш.
Ист.: Сенатские вед. 1855. № 102; 1860. № 42; ЦВед. 1917. № 8. С. 53; Оренбургские ГВ. 1852. № 7; 1860. № 34. С. 166-167; Уфимские ЕВ. 1879. № 7. С. 221; 1886. № 3. С. 74-75; 1889. № 23. С. 747, 752-754; 1892. № 7. С. 171-172; 1899. № 4. С. 186-188; 1900. № 19. С. 660-664; 1901. № 12. С. 712-714; 1902. № 14. С. 865-866; № 17. С. 1081-1090; 1903. № 20. С. 1390-1400; 1904. № 21. С. 1411; 1905. № 11. С. 837-841; № 12. С. 906-916; № 15. С. 1064; 1910. № 7. С. 300; 1914. № 21. С. 434-436; 1915. № 2. С. 61; № 23. С. 961; 1916. № 9. С. 312-315; № 19. С. 619, 620; 1917. № 3-4. С. 65; № 23-24. С. 623; Огонек. 1929. № 30. С. 28; Безбожник. 1929. № 13/14; Извлеч. из отчета по Ведомству духовных дел правосл. исповедания за 1855 г. СПб., 1856. С. 9; То же за 1860. СПб., 1862. С. 11, 13; То же за 1861 г. СПб., 1864. С. 22; То же за 1884 г. С. 248; То же за время царствования имп. Александра III. СПб., 1901. С. 182-183; 2 ПСЗ. Т. 35. № 605; Адрес-календарь и справ. кн. Уфимской губ. на 1899 г. С. 109; То же на 1911 г. С. 66; То же на 1900 г. С. 122; То же на 1901 г. С. 121; То же на 1912 г. С. 146; То же на 1913 г. С. 168; То же на 1914 г. С. 152; То же на 1915 г. С. 153; То же на 1916 г. С. 156; То же на 1917 г. С. 152.
Лит.: Григорович Н. И. Обзор учреждения в России правосл. мон-рей, со времени введения штатов по духовному ведомству: (1764-1869). СПб., 1869. С. 138-140; Игнатьев Р. Г. Мон-ри Уфимской епархии // Памятная кн. Уфимской губ. / Сост.: Н. А. Гурвич. Уфа, 1873. Ч. 2. С. 29-30; Желателев П., прот. Мон-ри Уфимской епархии // Справ. кн. Уфимской губ. Уфа, 1883. Отд. 2. С. 30-37; Зверинский. Т. 1. С. 9, 13, 32, 213; Златоверховников И. Е. Уфимская епархия: Геогр., этногр., адм.-ист. и стат. очерк. Уфа, 1899. С. 51, 107-108; Любинецкий Н. А. Землевладение церквей и мон-рей Рос. империи. СПб., 1900. Ч. 4. С. 31; Ведомость муж. и жен. мон-рям и общинам за 1901 г. СПб., 1902. С. 112-113; Игум. Филарета, настоятельница Мензелинского Пророко-Ильинского жен. мон-ря. Уфа, 1905; Денисов. 1908. С. 885; Первоначальницы Мензелинского Пророко-Ильинского жен. мон-ря игум. Евгения и Филарета // ЖПодв. Сент. С. 231-236, 239; ППБЭС. Т. 2. С. 1564; Жевахов Н. Д. Воспоминания. [Мюнхен], 1923. М., 1993. Т. 1. С. 146-148; Ведомость о муж. и жен. мон-рях и общинах за 1915 г. Пг., 1915; Белокопытов В. И., Остроумов Я., Сафин М. Мензелинская быль. Каз., 1970. С. 76-78. Зыбковец В. Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России: (1917-1921 гг.). М., 1975. С. 157; Журавский А. В. Жизнеописания новых мучеников Казанских: Год 1918-й. М., 1996; Зимина Н. П., Васильева И. Л., Баширов Э. С. К прославлению собора новомучеников и исповедников Уфимской епархии: Жертвы гражданской войны // Культурные и духовные традиции русских Башкортостана: История и современность: Сб. тр. респ. науч.-практ. конф. Уфа, 1998. Ч. 2. С. 19-26; Мохов В., прот., Зимина Н. П., Васильева И. Л. и др. Жития священномучеников Уфимской епархии // ЕжБК, 1998. М., 1998. С. 223-238; Респ. Татарстан: Правосл. памятники: (сер. XVI - нач. XX в.). Каз., 1998. С. 206; Зырянов П. Н. Рус. мон-ри и монашество в XIX и нач. XX в. М., 2002. С. 136-137; Зимина Н. П. Общерос. правосл. святые Респ. Башкортостан // Русские Башкортостана: История и культура. Уфа, 2003. С. 244-250; Мохов А. В. Мон-ри и монашество в Уфимской земле: (1799-1917): Канд. дис. / МДА. Серг. П., 2005. Ркп.; Уфимская епархия РПЦ: Справ.-путев. М., 2005. С. 381, 437-438; Бедарева А. Г. Мензелинский Пророко-Ильинский мон-рь и его игум. прпмц. Маргарита // Рус. мон-ри: Приуралье. М., 2006. С. 456-460; Мензелинский край: История и современность / Сост.: Ю. Ю. Юсупов, М. Н. Сафиуллин. Мензелинск, 2006. С. 233; Сергеев Ю. Н. Пророко-Ильинский мо н-рь // Башкирская энцикл. Уфа, 2009. Т. 5. С. 204; Елдашев А. М. Игум. Маргарита Мензелинская: (1865-1918). Каз., 2013; он же. Правосл. культура в Казанском крае: (XVI-XX вв.): Очерки истории. Каз., 2013. С. 166-170, 203-210.
Н. П. Зимина